Экспертный доклад
Российские НПО-международники в системе публичной дипломатии России:

типология, проблемы взаимодействия
с государством и внешний образ
в условиях санкций
Наталья Бурлинова
Наталья Бурлинова
об авторе
Президент Центра поддержки и развития общественных инициатив — «Креативная дипломатия», эксперт РСМД, старший преподаватель МГУ, доцент РГГУ, кандидат политических наук.
Текущие международные события наложили серьезные ограничения в сфере публичной дипломатии России. Внесение ряда российских НПО в санкционный список западных стран определило ограниченность их действий на международной арене. С учетом все еще формирующейся национальной модели публичной дипломатии в России крайне актуальным представляется обсуждение российских практик реализации инструментов публичной дипломатии, а также возможностей по их совершенствованию с учетом текущих задач и имеющегося потенциала.

В докладе анализируется роль НПО в системе публичной дипломатии России, их потенциал для выстраивания общественного диалога с другими странами. В докладе изучен российский опыт законодательства в сфере НПО, рассмотрены основные направления и тематика деятельности российских организаций на внешнеполитическом направлении, а также дана оценка текущего состояния российских НКО, предложены конкретные шаги для улучшения их работы в актуальных условиях. Публикация дает представление о национальных особенностях работы неправительственного сектора в сфере международных отношений.

Доклад опубликован на сайте РСМД. Презентация доклада состоялась в МИА Россия сегодня в ноябре 2022 г.
Введение

США, Европейский Союз, Китай и другие крупные международные игроки активно используют неправительственные организации (НПО) для продвижения своей внешней политики в мире. Каждая страна выработала свой национальный подход к пониманию того, какое место и какую роль сектор НПО должен играть во внешних коммуникациях страны.

В странах Запада на тему НПО написаны сотни, если не тысячи работ, дающих глубокое представление о роли неправительственных организаций во внутренней и внешней политике [1]. Сектор НПО в этих странах развивается много десятилетий, поэтому научная теория сферы НПО разработана там особенно тщательно.

Особняком стоят США, лидер по числу неправительственных организаций в мире, и где НПО представляют собой естественный элемент устройства общественной и политической жизни. Именно в США существуют мощные исследовательские проекты, нацеленные на изучение неправительственного сектора [2].

Не менее активно и всесторонне изучается в США и тема публичной дипломатии, ведь сам этот термин появился именно здесь во времена «холодной войны» [3]. Подход западных стран, в первую очередь США, к неправительственному сектору в публичной дипломатии характеризуется значительной, в том числе финансовой поддержкой со стороны государства деятельности НПО за рубежом. Это часть национальных стратегий публичной дипломатии этих государств.

Если говорить про Россию, то несмотря на то, что тема «мягкой силы» является излюбленной темой для экспертной дискуссии в нашей стране, роль неправительственного сектора в публичной дипломатии и особенно вопрос его взаимодействия с государством изучен недостаточно глубоко [4]. Относительно новой для российского научного дискурса можно считать и проблематику публичной дипломатии, которая в России все еще пробивает себе научную дорогу [5].

Каков же российский подход к неправительственным организациям, которые проявили интерес к этому, чтобы активно вовлекаться в международную деятельность и работать в орбите внешней политики страны?
Рассмотрим этот вопрос подробнее.


Термины и основные понятия
НПО-международники в системе публичной дипломатии России
Взаимодействие государства

с НПО-международниками




Несмотря на утверждения западных докладов о заполонивших Европу российских GONGOs и многочисленных «агентах Кремля» в лице неправительственных организаций, необходимо признать, что российское государство не уделяет должного внимания организациям внешнеполитической направленности. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Заключение

Как и в других европейских странах, в России существуют неправительственные организации внешнеполитической направленности (НПО-международники), которые стремятся играть определенную роль в развитии российской публичной дипломатии за рубежом. Российская власть воспринимает такие НПО как добровольных помощников для донесения своей позиции до зарубежной аудитории. Этому способствуют традиции советской публичной дипломатии, вкоторой общественные объединения играли большую роль в международных контактах.

Несмотря на усложнившееся в последние десять лет законодательство в сфере общественных организаций, Россия продолжает оставаться страной с активным гражданским обществом, где роль некоммерческих организаций в решении системных и острых социальных проблем с каждым годом возрастает. Российское государство поддерживает этот процесс, выделяя бюджетные средства для финансирования российского НПО-сообщества через систему грантов. При этом государство осуществляет строгий контроль за любым иностранным финансированием российских общественных объединений. Такое финансирование не запрещено, но жестко контролируется и маркируется статусом «иностранного агента». Жесткие законодательные меры способствуют финансовой прозрачности этой сферы, но накладывают дополнительные ограничения и определенные фобии на деятельность НПО. Многие представители общественности считают, что данное законодательство нуждается в существенной корректировке. Принятый в июле 2022 г. новый отдельный закон «об иностранном влиянии» фактически если не отменил, то заморозил международное сотрудничество российских НПО с зарубежными институтами.

Общее количество НПО внешнеполитической направленности небольшое, многие из них были созданы еще в советское время, позже трансформировались в российские структуры. С точки зрения российских властей критерием успешности таких НПО является получение консультационного статуса при международных структурах [107], что в сегодняшних реалиях не является показателем эффективности работы НПО в международной среде.

Системообразующую роль среди российских НПО-международников играют GONGOs (Фонд Горчакова, «Русский мир», РСМД). Именно эти организации воспринимаются Западом как главные инструменты российской пропаганды за рубежом.

Доля действительно автономных организаций небольшая. Их деятельность осложняется отсутствием постоянного источника финансирования (в отличие от GONGOs, которые получают бюджетные деньги). Они вынуждены постоянно находиться в поиске средств для реализации своих проектов. При этом единственным источником финансирования их деятельности на сегодняшний день является российское государство в лице фондов, раздающих государственные гранты. Российский бизнес, в отличие от Европы, не готов поддерживать НПО, занимающиеся публичной дипломатией (как и в целом не готов вмешиваться во внешнеполитическую повестку страны) [108].

Российские НПО-международники являются заложниками финансовой ситуации: они не могут или не готовы (в силу нежелания получать статус иностранного агента) подать на иностранное финансирование, с другой стороны — единственный источник финансирования в лице российской власти сильно бьет по их деловой репутации во многих странах Европы, накладывая на них статус «кремлевского агента».

Что касается тематического присутствия российских неправительственных организаций в мире, то, во-первых, речь идет о проектах и программах специфической направленности — соотечественники, вопросы истории и сохранения исторической памяти. Также Россия традиционно сильна в вопросах культуры и продвижения русского языка. Но и здесь ключевую роль играют GONGOs, либо НПО, тесно аффилированные с государством. Последние несколько лет в российской публичной дипломатии возрождается тема гуманитарного сотрудничества и оказания гуманитарной помощи. В эту сторону при руководстве Е. А. Примакова разворачивается деятельность Россотрудничества и становится все более заметной деятельность Русской Гуманитарной Миссии, которая работает в партнерстве с агентством. Традиционные для Запада темы прав человека, соблюдение прав меньшинств, «новые европейские ценности» не являются предметом интереса российских НПО. Наоборот, их деятельность во многом опирается на необходимость продвигать традиционную повестку и образ России как оплота традиционных ценностей.

Спецификой российской публичной дипломатии является ее тематический и региональный характер. Есть регионы и темы, которые являются зоной повышенного внимания внешней политики России, например, постсоветское пространство, тема евразийской интеграции, Евразийского Экономического Союза и т. д. Официальная позиция задает настроения неправительственным организациям, которые во многом подстраиваются под государственный запрос и подают на гранты соответствующие проекты. Это формирует очень неровный характер системы публичной дипломатии, когда десятки НПО занимаются регионом Евразийского Союза и единицы российских НПО, например, присутствуют или реализуют проекты в Европе, Латинской Америке, в США. Российские НПО делают много интересных проектов для постсоветского пространства и в основном на русском языке, что определяет «внутренний» характер публичной дипломатии России. Англоязычных проектов для молодых иностранных лидеров крайне мало [109]. В этом состоит одно из базовых отличий российской системы публичной дипломатии от системы публичной дипломатии США или европейских стран, которые активно поддерживают и финансируют свои НПО для работы во внешней среде, в других странах.

Действительно успешным направлением российской публичной дипломатии с участием неправительственных структур является экспертная дипломатия. Россия традиционно сильна своей аналитикой. Российские аналитические центры имеют хорошую репутацию в мире, российские эксперты — регулярные гости западных мероприятий. России удалость создать несколько крупных и авторитетных экспертных площадок для взаимодействия с зарубежными экспертами. Дискуссионный клуб «Валдай», Российский совет по международным делам, крупные региональные экономические форумы — все это примеры эффективной экспертной публичной дипломатии России.

Таким образом, главная роль в реализации публичной дипломатии России отведена GONGOs и правительственным структурам. Сегмент НПО-международников в стране существует, но его потенциал до конца не раскрыт и не используется в полную силу. Между тем, именно небольшие общественные инициативы и организации могли бы стать проводниками новой публичной дипломатии России в Европе. Но ни в предыдущие годы, ни сейчас, на наш взгляд, ни о какой масштабной активности российских НПО-международников за пределами страны, сама мысль о которой является фобией европейских политиков и антироссийских общественных деятелей, говорить, конечно, не приходится.

Практические рекомендации для НКО
в текущей внешнеполитической ситуации
  • 1
    Во-первых, самое главное, — это психологический настрой, нельзя унывать и поддаваться паническим настроениям. НКО — очень адаптивный механизм, который при правильном внутреннем подходе способен пережить сложный этап с минимальными потерями. Государство сохраняет стабильность, грантовая система функционирует, поэтому базовый источник финансирования для всех российских НКО сохраняется.
  • 2
    Во-вторых, если работа НКО была ориентирована на страны Европы или США, стоит заморозить это направление с целью минимизации рисков и привлечения к себе внимания со стороны недобросовестных европейских экспертов и центров, которые мониторят потенциальные «угрозы» российской «мягкой силы». Надо помнить, что наша публичная дипломатия не настолько масштабна и активна, чтобы охватить все регионы мира. До недавнего времени мы были сфокусированы на Европе, не уделяя достаточного внимания таким регионам как Латинская Америка, Африка, даже Азия, где ряд стран находится вне поле нашего зрения. Стоит сменить направление работы, открывать для себя новые направления, где нас ждут и готовы услышать.

  • 3
    В-третьих, сообществу НКО-международников сегодня как никогда ранее необходимо единство в отстаивании своих интересов внутри России. Они должны уметь доносить свои опасения до власти. Для этого необходимо наладить отраслевой профессиональный диалог с новым профильным департаментом МИДа (департамент «мягкой силы»). Для придания веса такому взаимодействию с МИДом, возможно, пришло время создать собственный профсоюз организаций, занимающихся международной деятельностью. Одними из функций такого профсоюза могли бы стать ежегодный обзор российской публичной дипломатии и подготовка предложений для государства с целью улучшения эффективности российской «мягкой силы» по странам и регионам (по примеру ежегодных докладов Комиссии по публичной дипломатии США).
  • 4
    В-четвертых, необходима солидарность по ряду вопросов, в том числе по вопросу введения статуса общественного дипломата и разработки системы поддержки таких лиц со стороны государства, оказания им разноплановой помощи в случае применения к ним и некоммерческим организациям, которые они представляют, санкционных механизмов со стороны иностранных государств. НКО-международник не должен оставаться один на один со своими проблемами в случае применения санкций в отношении своей структуры, государство не имеет права оставлять такие структуры без поддержки, потому что если государственные организации, являясь частью большой государственной системы, страдают от санкций, но все же имеют государственную поддержку в лице бюджета и прочих системных преференций, то российский НКО-сектор международников полностью беззащитен перед лицом санкционной политики. Эту позицию надо доводить до внимания МИДа, Администрации Президента и лиц, принимающих решения по этим вопросам. Нужно отстаивать свое право на защиту со стороны государства.
  • 5
    В-пятых, НКО-международникам следует четко сформулировать и донести свою позицию до профильных структур по новому закону «Об иностранном влиянии». Слишком много подводных камней таят в себе расплывчатые формулировки этого закона, вступающего в силу в декабре 2022 г., и который может полностью парализовать российскую международную политику и без того находящуюся под гнетом внешнего давления.

  • 6
    В-шестых, в отсутствие интереса со стороны государства профсоюз НКО-международников мог бы заняться разработкой концептуального документа по публичной дипломатии, который содержал бы определение публичной дипломатии, уточнял основные направления работы и вносил ясность во взаимосвязь между публичной дипломатией. В документе должны быть четко сформулированы цели и задачи публичной дипломатии России, место и задачи регионов в развитии публичной дипломатии России.
  • 7
    Необходимо помнить, что кризис — это не только время сложностей и испытаний, но и время возможностей. Вступив во внешнеполитический кризис, сегодня мы имеем насущную потребность внутреннего преображения и трансформации нашей работы в сторону повышения ее эффективности и пользы для страны. Сегодня вновь настало время сосредоточиться и «заглянуть в себя». Не избежать этого процесса и российской публичной дипломатии, и российским НКО-международникам.
Семинар «Роль НПО в системе публичной дипломатии России в новых геополитических условиях»
Видео на YouTube
Центр поддержки и развития общественных инициатив "Креативная дипломатия"
Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки и развития общественных инициатив – «Креативная дипломатия» – российская неправительственная организация, работающая в области публичной дипломатии с 2011 г. Многолетняя вовлеченность в международную работу, опыт организации крупных мероприятий дают нашей организации возможность для развития собственной теоретической школы публичной дипломатии. Ежегодно экспертная команда организации выпускает обзоры основных событий и трендов российской публичной дипломатии. С 2019 г. при подготовке и публикации докладов мы сотрудничаем с Российским советом по международным делам.
Российский совет по международным делам
Российский совет по международным делам (РСМД) — некоммерческая организация, ориентированная на выработку практических рекомендаций в интересах профильных внешнеполитических ведомств, российских государственных и частных компаний и других организаций, ведущих активную международную деятельность. РСМД объединяет усилия экспертного сообщества, органов государственной власти, бизнес-кругов и гражданского общества с целью повышения эффективности внешней политики России.

Наряду с аналитической работой РСМД ведет активную образовательную деятельность с целью сформировать устойчивое сообщество молодых профессионалов в области внешней политики и дипломатии. Совет выступает в качестве активного участника экспертной дипломатии, представляя на международных площадках экспертное видение в решении ключевых международных проблем.

Членами РСМД являются ведущие представители внешнеполитического сообщества России: дипломаты, бизнесмены, ученые, общественные деятели и журналисты.

Президент РСМД, член-корреспондент РАН Игорь Иванов занимал пост министра иностранных дел РФ в 1998–2004 гг. и секретаря Совета Безопасности РФ в 2004–2007 гг.

Генеральным директором Совета является Андрей Кортунов. В 1995–1997 гг. Андрей Кортунов занимал должность заместителя директора Института США и Канады РАН.
Фото ОБЛОЖКИ: picture alliance / Zoonar | BUTENKOV ALEKSEY / Vostock Photo